Кондрашкина Галина Валентиновна. Содержание произведения и способ его охраны - 20090407.htm
Содержание произведения и способ его охраны

Кондрашкина Галина Валентиновна,
директор Некоммерческого Партнерства Патентных Поверенных «Новация»
(НП ПП «Новация»),
патентный поверенный РФ № 669

В журнале «Патенты и лицензии» № 11, 2008 г., авторы статьи «Форма произведения» справедливо поднимают давно назревший вопрос о необходимости охраны содержания произведения, а не только его формы, и обращают внимание на то, что данный вопрос не нашел должного отражения в четвертой части ГК РФ.

Действительно, в случае, когда произведение авторского права (например, научное, литературное, художественное и другое), может быть реализовано третьими лицами без участия автора произведения, при том, что третьи лица покушаются не на форму выражения произведения (то есть речь идет не о контрафактном изготовлении тиража произведения), а на его содержание путем воспроизведения произведения по своему усмотрению, автор остается беззащитен и не может воспрепятствовать практической реализации третьими лицами содержания своего произведения, даже в том случае, когда, по мнению автора, такая реализация произведения осуществляется безответственно, некомпетентно или нарушает право автора на имя, не указывая его, не говоря уже о том, что автор не может предъявить третьим лицам имущественных требований, так как в четвертой части ГК РФ (далее - Кодекс) охрана содержания таких произведений не предусмотрена.

Данное обстоятельство, действительно, противоречит приведенному авторами статьи пункту (1) ст. 9 Бернской конвенции: «Авторы литературных и художественных произведений, охраняемых настоящей Конвенцией, пользуются исключительным правом разрешать воспроизведение этих произведений любым образом и в любой форме».

При этом согласно п. 2. ст. 7 Кодекса «Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора».

Российская Федерация присоединилась к Бернской конвенции 13 марта 1995 г., следовательно, правило Бернской конвенции, изложенное в п. (1) ст. 9, должно было найти адекватное отражение, как в Законе РФ «Об авторском праве и смежных правах» (в редакции Федеральных законов от 19.07.1995 № 5351-1 и от 20.07.2004 № 72-ФЗ), так и в настоящем Кодексе, а не противоречить этому правилу, что имеет место в действующем законодательстве.

Справедливости ради следует отметить, что российский законодатель частично предусмотрел охрану содержания, а, следовательно, и прав авторов произведений архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства, то есть тех произведений, практическая реализация которых может быть осуществлена третьими лицами без участия автора произведения, предоставив авторам право на авторский надзор и право на участие в реализации произведения, хотя исключительное право разрешать воспроизведение этих произведений авторам так и не предоставил.

Так, согласно подпункту 10 п. 2 ст. 1270 Кодекса «Использованием произведения независимо от того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели, считается, в частности: :10) практическая реализация архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта».

И далее, согласно п. 2. ст. 1294 Кодекса «Автор произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства имеет право на осуществление авторского контроля за разработкой документации для строительства и право авторского надзора за строительством здания или сооружения либо иной реализацией соответствующего проекта. Порядок осуществления авторского контроля и авторского надзора устанавливается федеральным органом исполнительной власти по архитектуре и градостроительству».

Согласно п. 3. ст. 1294 Кодекса «Автор произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства вправе требовать от заказчика архитектурного, градостроительного или садово-паркового проекта предоставления права на участие в реализации своего проекта, если договором не предусмотрено иное».

В отношении содержания других произведений, в частности, научных, литературных и художественных и других, которые могут быть реализованы третьими лицами без участия автора произведения, в п. 3. ст. 1270 Кодекса законодатель выносит однозначный приговор, не оставляющий место для охраны прав автора на содержание этих произведений: «Практическое применение положений, составляющих содержание произведения, в том числе положений, представляющих собой техническое, экономическое, организационное или иное решение, не является использованием произведения применительно к правилам настоящей главы, за исключением использования, предусмотренного подпунктом 10 пункта 2 настоящей статьи», то есть, архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта.

В то же время решение вопроса относительно охраны содержания научных, литературных и художественных и других произведений, которые могут быть реализованы третьими лицами без участия автора произведения, лежит на поверхности и вытекает из п. 2. и 3. ст. 1294 Кодекса.

Для того чтобы защитить интересы (права) авторов научных, литературных и художественных и других произведений, практическая реализация которых может быть осуществлена третьими лицами без участия автора, и обеспечить охрану содержания этих произведений, необходимо практическую реализацию (воспроизведение) указанных произведений третьими лицами осуществлять только с разрешения авторов этих произведений и/или с непосредственным участием авторов в реализации своих произведений, и/или с осуществлением авторами авторского надзора за реализацией своих произведений.

Возможность охраны содержания вышеуказанных произведений, выраженная в предоставлении автором разрешения третьим лицам на использование своего произведения, равно как и участие автора в реализации произведения или осуществление им авторского надзора, обеспечивает соблюдение авторских неимущественных и имущественных прав автора, которые должны быть конкретизированы в договоре между автором и третьими лицами, а также приводит национальное законодательство в соответствие с содержанием международных соглашений, в которых участвует Российская Федерация, в частности, с п. (1) ст. 9 Бернской конвенции.

Предлагаю дополнить Кодекс отдельной статьей 1294' и удалить пункт 3. из ст. 1270 Кодекса:

Статья 1294'. Права авторов научных, литературных и художественных произведений

1. Авторы научных, литературных и художественных и других произведений имеют право использовать свое произведение в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 1270 настоящего Кодекса. *)

2. Авторы научных, литературных и художественных и других произведений пользуются исключительным правом разрешать воспроизведение этих произведений любым образом и в любой форме.

3. Авторы научных, литературных и художественных и других произведений имеют право на осуществление авторского надзора за использованием произведения. Порядок осуществления авторского надзора устанавливается федеральным органом исполнительной власти по науке и литературе.

4. Авторы научных, литературных и художественных и других произведений имеют право на участие в реализации своих произведений, если договором не предусмотрено иное.

Предлагаемые нормы предоставляют авторам эффективный инструмент для защиты содержания своих произведений, а не только формы, как это существует в настоящее время, что оптимизирует охрану авторских прав, поскольку третьи лица будут обязаны обращаться к авторам произведений с просьбой о заключении договоров на право практической реализации произведений, как с участием авторов, так и без них, но с обязательным упоминанием авторов в любом сообщении рекламного и информационного характера, а также выплатой авторам достойного гонорара за предоставленное право практической реализации произведения, и, наконец, заработной платы в случае их участия в реализации произведения, а авторский надзор за реализацией произведения позволит избежать искажения произведения и некомпетентного вмешательства третьих лиц. При этом интересы общества от заинтересованного участия автора в судьбе своего произведения только выиграют.

Следует отметить, что в настоящее время в Российской Федерации существует различный подход к охране содержания произведений, созданных отечественными и зарубежными авторами.

Как уже было сказано, законодатель не оставляет право отечественным авторам защищать содержание своего произведения. Наглядным примером служит авторское описание игры под названием «Клуб веселых и находчивых» («КВН»), автором которого (описания) является Масляков А.В., и которое можно отнести к произведению, содержащему организационное решение, то есть, речь идет об описании организации игры «КВН» (см. п. 3. статьи 1270 Кодекса).

Сейчас любое третье лицо, законным или незаконным образом ознакомившись с описанием игры «КВН», или однажды посмотрев эту игру по телевидению, может организовать проведение этой игры в школе, ВУЗе, на производстве, на отдыхе, повторив ее сюжет.

При этом, третье лицо, по версии Кодекса, не будет считаться нарушителем авторских прав Маслякова А.В., так как оно не изготавливало и не распространяло тираж описания игры «КВН», то есть, не покушалось на форму произведения, а охрана содержания произведения, воспроизведенная третьим лицом без участия автора, российским законодателем не предусмотрена.

Автор, чье авторское право на содержание научного, литературного, художественного и другого произведения игнорируется, утрачивает веру в справедливость закона и перестает творить в знак протеста, либо, если это сделать невозможно, реализует свои произведения на территории тех стран, где действует пункт (1) ст. 9 Бернской конвенции.

В то же время зарубежные авторы, защищенные пунктом (1) ст. 9 Бернской конвенции и имеющие право разрешать воспроизведение литературных и художественных произведений любым образом и в любой форме, активно пользуются своей привилегией, как на территории своих стран, так и стран, подписавших Бернскую конвенцию, в том числе и на территории Российской Федерации.

Не случайно в титрах таких пришедших из-за рубежа телепередач, как «Кто хочет стать миллионером», «Своя игра», «Поле чудес», «Сто к одному», «Магия десяти», «Моя прекрасная няня» и многих других, приобретатели прав на указанные произведения всегда указывают авторов идеи (например, в основу сюжета «Моя прекрасная няня» положена идея Питера Марка Якобсона с соавтором), чего не скажешь про телепередачи, описание сюжетов которых принадлежит перу отечественных авторов (например, телепередача «Ищу тебя», автор которой остается зрителям неизвестен).

Кстати, автор описания игры «КВН» Масляков А.В. стал известен телезрителям только потому, что он сам реализует свое произведение и не забывает сообщать о своем авторстве, как в титрах, так и устно.

Указание в титрах перечисленных телепередач зарубежных авторов воспроизводимого литературного и художественного произведения, обеспечивает не только соблюдение права автора на имя, но и дает косвенное подтверждение того, что в отношении зарубежных авторов их право на содержание произведения также соблюдено, и приобретатель прав получил от автора произведения разрешение на воспроизведение, причем основой для такого разрешения является, как правило, договор, заключенный, скорее всего, на возмездной основе.

До тех пор, пока право на содержание произведения в Российской Федерации не будет обеспечено законодательно, отечественные авторы научных, литературных, художественных и других произведений, реализация которых может быть осуществлена без участия авторов, будут находиться в неравных условиях с зарубежными авторами и будут лишены стимула творить, а экраны наших телевизоров и места на сценических площадках будут занимать иностранные сюжеты, средства от трансляции которых будут попадать в карманы зарубежных авторов.

Отсутствие охраны содержания является не ограничением авторских прав в пользу интересов общества, как это может быть истолковано в поисках причины такого отсутствия, а явным пробелом в законодательстве, поскольку вряд ли найдется пример, иллюстрирующий ущемление интересов общества интересами автора, в то время как интересы авторов научных, литературных, художественных и других произведений, реализация которых может быть осуществлена без участия авторов, продолжают игнорироваться.

Опубликовано в журнале «Патенты и лицензии», 2009, № 7, с. 28 (www.patents-and-licences.webzone.ru/issue/7_09.html)